"Дело это не просто важное, но для народа русского - святое,
ибо хоровая песня есть хранилище души народной,
а без нее - души и народ исчезнет"


Народный артист СССР
В.А. Чернушенко

 

Евгений БОБРОВ: «Чтобы достичь гармонии…»

iv gazeta1

 

 109-110 (11.06.2014)

 

 

Евгений БОБРОВ: «Чтобы достичь гармонии…»

 

bobrov1Академический камерный хор «Шереметев-центра» Ивановского государственного химикотехнологического университета – одна из самых ярких «визитных карточек» нашего края в сфере культуры и искусства. Именно ему, обладателю Гран-при Славянского форума искусств «Золотой витязь», лауреату множества международных фестивалей и конкурсов, выпала, например, честь открывать блистательный гала-концерт на памятном фестивале русской культуры в Лодзе в 2005 году – впереди таких корифеев, как Большой театр и театр на Таганке… Своими взглядами на высокую духовную миссию хорового искусства, на проблемы российской и региональной культуры делится сегодняшний гость «ИГ», основатель и руководитель этого творческого коллектива, председатель Межрегионального центра русского хорового искусства, заслуженный работник культуры России, профессор Евгений БОБРОВ.

 

«Время было более певческое…»

– Евгений Николаевич, если не ошибаюсь, в следующем году ваш хор отметит 30-летие? 

– Нет, наш юбилей в 2016 году – мы ведем отсчет со дня первого выхода на сцену весной 1986-го. А в 1985-м я – довольно случайно – оказался в ивановском химинституте, и мне предложили подготовить студенческий хор к весеннему фестивалю. Начинать пришлось практически с нуля, хотя коллектив здесь раньше был, была «почва». Тогда в вузах понимали значение хорового пения, его любителей было немало и среди профессуры, и среди студентов. Да и само время было более певческое. 

– И с чем вы на том фестивале выступали? 

– В репертуаре положено было обязательно иметь что-то патриотическое и чтото народное. Кстати, одну из тех народных песен мы до сих пор иногда поем – «Как пойду я на быструю речку…». Выступили удачно, получили первое место, а самое главное – у студентов обнаружилось большое желание продолжать занятия. Мне же такая творческая лаборатория была очень интересна: научить совершенно неподготовленных людей хорошо петь и еще – влюбить их в это дело. 

– У вас, я знаю, есть исполнители даже из самого первого состава, да и другие по многу лет поют. А как с новым пополнением? 

– Проблемы есть: среди сегодняшних студентов того энтузиазма, тяги к хоровому пению уже гораздо меньше. Больше знаешь – лучше поёшь 

– В вашем репертуаре традиционно три направления: духовные песнопения, классика и народная песня, причем разных стран и народов. Три русла единой музыкальной реки? 

– В русской духовной музыке – истоки национальной певческой культуры, идущие от старинных кантов, сочинений начала XIX века. Бортнянский, Дегтярев, Титов, а затем – Чайковский, Балакирев, Рахманинов… Да и XX век подарил нам встречу с таким замечательным композитором, как Николай Лебедев, он с нашим хором работал более десяти лет. Именно духовная музыка легла в основу фестивалей «Золотой Плёс», в прошлом году мы провели его в 25-й раз – исключительно на собственном энтузиазме. Увы, в этом году фестиваля уже не будет… На духовных певческих традициях я и стал воспитывать исполнителей, когда у нас появился состав хора, который можно было назвать настоящим певческим инструментом. 

– Интересное определение – «певческий инструмент»… 

– Именно так, причем самый уникальный в природе: голос человека – единственный музыкальный инструмент, созданный самим Господом Богом. И вот им нужно овладеть и соединить голоса в единый ансамбль, чтобы достичь гармонии, – а это и есть одна из основных целей хорового певческого искусства. 

– Сегодня, когда всё вокруг так дисгармонично, в качестве стержня государственной культурной политики выдвигается воспитание и просвещение на основе традиционных для России ценностей – духовных, нравственных, эстетических. В музыке – тоже? 

– Безусловно. В русской музыке, будь то народная песня или церковное песнопение, при различии текстов общая составляющая – коды русской души, эмоциональная интонация. В церковной музыке случай несколько особый, потому что там текст – это молитва, только по-разному услышанная и музыкально решенная композиторами. А народная песня – это то, что мы должны впитывать с молоком матери. Ну и классические жанры, те же хоры, написанные, скажем, Калинниковым или Танеевым на стихи наших национальных поэтов, – это образцы высокой пробы. Вопрос в том, как их сохранить, культивировать, как с ранних лет сделать такую нравственную, эстетическую «прививку». 

– Но вы ведь много поете из музыки других народов?

– Конечно, у нас всегда был большой интерес к западной, европейской и иной культуре. В нашем репертуаре и католические хоралы, и итальянская, немецкая, норвежская народная песня, и такая «экзотика», как каталонский или филиппинский музыкальный фольклор. И даже джаз! 

– А чем руководствуетесь при отборе? 

– Прежде всего своими эстетическими, музыкантскими интересами. Ну и чтобы расширить кругозор участников хора. Чтобы они знали культуру разных стран и эпох – они ведь различаются, значит, и манера нашего исполнения должна быть разная, нужно уметь перевоплотиться, голосом, интонацией передать особенности той или иной музыки. А для этого надо быть просвещенным человеком, много читать, знать, что такое, например, Флоренция, кто такой Микеланджело – все богатства в живописи, литературе, архитектуре… 

– А архитектура тут при чем? 

– А как же? Если храм православный – там одна акустика, один звук, а если католический – совсем иная. Если послушаете поляков, которые привыкли петь в костеле, сразу уловите эту разницу с пением православным. И с пением немцев, итальянцев – там совсем другое звукоизвлечение.

Русская душа – она артельна

bobrov2– Евгений Николаевич, девять лет назад я брал у вас интервью для «ИГ» – о гастролях хора в Лодзе. Вы тогда сравнили такие поездки с народной дипломатией. И в заголовке было – «музыкальный мост»… 

– Этот «мост» мы выстраивали, начиная с 1989 года, с нашей первой зарубежной поездки – в ту же Польшу. Потом стали часто бывать и в Германии. Это, конечно, нас обогащало, но и мы привносили свое, открывали им глаза на наших людей, нашу культуру. Конечно, такое узнавание друг друга, разрушение «стен» – настоящая народная дипломатия… 

– Это – Запад. А вот сегодня наши российские взоры, похоже, больше обращены в другую сторону… 

– (Смеется.) Намек понял. Нет, наш, и мой лично, интерес к Востоку – культурологического плана. Вот хотим на Алтай съездить, хотим там петь, узнать ту культуру – мы же толком еще не знаем свою страну. Потому и сделали новую программу «Наша Родина – Россия», она вся построена на русской музыке – и народной, и классической, там и современные композиторы. Всё это так или иначе связано с Россией, с ее душой, с пением русской души. 

– И, как правило, пение хором, артельно… 

– Сегодня мы убеждаемся, что с уходом этого мы так много потеряли. 

– Вы, надеюсь, не имеете в виду лозунг «У нас все поют в хоре!»? Когда я учился в школе, это пятидесятые годы, у нас такой висел в актовом зале… 

– Я категорически против того, чтобы хоровое пение использовалось в какихто идеологических или политических целях. Певческая культура, как и культура вообще, может прививаться только естественным путем – начиная с колыбельной. А сейчас тот же студент не воспитан в этой традиции, к тому же он успел отравиться субкультурой Запада, у него внутри живут не мелодия и не гармония, а лишь ритм – то, что на поверхности, что биологически связано с более примитивными чувствованиями. Школа же этому ничего не противопоставляет. Там практически нет специалистов с высшим, академическим образованием, которые к тому же получали бы и нормальную материальную компенсацию за свой труд, по-настоящему востребованный, а не такой, о котором вспоминают лишь тогда, когда надо что-то массовохоровое организовать «по случаю»… Я вот уже много лет говорю о том, что в Иванове нужен музыкально-педагогический факультет. 

– При университете? 

– Конечно, как в соседних городах – Костроме, Владимире, Ярославле. Диплом культпросвета или даже музучилища для этого дела не годится.

На спевку строем не шагают…

– Вы как-то назвали хор лучшей моделью гражданского общества… 

– Хор – это и лекарство от индивидуализма. Здесь люди ощущают себя в коллективной системе координат, в процессе сотворчества. Как нигде, необходимо умение найти общий язык, чутко слушать друг друга, иначе в пении не получится ансамбля, гармонии. 

– Скажите, а почему в нашей литературе хор нередко метафора чего-то не весьма позитивного? У Ильфа и Петрова в «12 стульях» – маразматический хор старушек в собесе… У Булгакова в «Мастере и Маргарите» бесенок Коровьев наказывает чиновников именно поголовным пением. Или в «Собачьем сердце» – эти жэковские спевки под руководством гнусного Швондера? И профессор Преображенский готов призвать городового, чтобы «умерить вокальные порывы наших граждан»… 

– Уверен, что писатели были вовсе не против хорового пения как вида искусства. Тот же профессор Преображенский ведь с удовольствием идет в оперу с ее хорами. Здесь протест против использования этой формы для идеологического оболванивания, стремления всех построить, чтобы шли ровно, думали одинаково, произносили одинаковые слова... Я так скажу: там, где ангельское пение (а пение в храме – это его отзвук на земле), – там и дьявол недалеко. И насильственное, принудительное пение – в сути своей и есть дьявольщина. 

– И всё-таки можно, наверное, для начала и волевым путем собирать хоровые коллективы, а уж потом… 

– «Потом» – это при условии, что в них придут умелые, яркие специалисты-хормейстеры. И, конечно, если они будут ощущать реальную и постоянную поддержку со стороны нашей власти.

 

Виктор СОКОЛОВ

 

 


Последние новости

Памяти хормейстера

Уважаемые родные, близкие, друзья и коллеги Сергея Зуева! От всего...
Подробнее...
30 лет вместе

"Солнце скоро шествует к западу с востока…" Так поется в...
Подробнее...
ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ИВАНОВЕ

На протяжении многих лет в Иванове проводится Пасхальный фестиваль организатором...
Подробнее...
МОЛОДЫЕ ГОЛОСА-2016

Звонкими детскими голосами заполнились в субботу 26 марта 2016 года...
Подробнее...

Личный кабинет