"Дело это не просто важное, но для народа русского - святое,
ибо хоровая песня есть хранилище души народной,
а без нее - души и народ исчезнет"


Народный артист СССР
В.А. Чернушенко

 

РУССКОЕ ХОРОВОЕ ИСКУССТВО – КАК СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ ПОКОЛЕНИЙ

С таким названием прозвучал доклад руководителя межрегионального Центра Русского Хорового Искусства Е.Н.Боброва на международной научной конференции «Человек завтрашнего  дня: взгляд с позиции науки и взгляд с позиции искусства» в рамках работы секции «Индивид, семья, общество, отношение поколений, традиции, проблемы, будущее». konfКонференция проходила в городе Иваново с 20 по 22 сентября 2012 года. В ее работе приняли участие видные ученые, деятели культуры и искусства, предприниматели, представители органов власти, духовенства, общественности из Москвы, Ярославля, Иванова, Шуи, а также Франции и Казахстана. В ходе конференции прошло обсуждение стратегии и путей развития современного общества. В рамках культурной программы участники конференции посетили персональную выставку ивановского художника Сергея Теплова, проходящее в галерее творческого объединения «Шереметев-Центр» ИГХТУ, а также побывали на концерте в Камерном зале «Классика»,  которым открылся III  фестиваль православной культуры «Новолетие» в котором принял участие Камерный хор «Шереметев-Центра» ИГХТУ под управлением Евгения Боброва.

Вашему вниманию предлагается текст выступления Е.Н.Боброва.

Тема моего выступления «Русское хоровое искусство – как связующая нить поколений» была выбрана не случайно. Исходя из названия нашей секции, где мне предложено выступить «Индивид, семья, общество, отношение поколений, традиции, проблемы, будущее» я попробую поразмышлять о вопросах, которые мне близки как профессионалу, хормейстеру, и я попробую развить их в рамках заявленной секции. Но вначале несколько слов о нашей деятельности. Участники конференции имели возможность познакомиться с деятельностью творческого объединения «Шереметев-Центр» ИГХТУ, который существует уже 21 год. Являясь автором идеи создания Центра и его бессменным руководителем на протяжении всего этого времени, я могу с уверенностью сказать, что он является центром созидательного альтруизма. Такое определение родилось 15 лет назад, когда мы создатели «Шереметев-Центра» первый раз серьезно анализировали наш путь. Надо отметить что каждый год в Центре проводятся «Шеремевские чтения» и именно тогда они были посвящены нашему земляку, известному социологу Питириму Сорокину, в свое время он десять лет посвятил центру созидательного альтруизма и мы нашли в его трудах много как раз того, что созвучно нашим целям и задачам. Еще один новый серьезный проект  который появился полтора года назад в Нижнем Новгороде – это Межрегиональный центр русского хорового искусства, который на сегодняшний день объединяет моих коллег – хормейстеров, руководителей, дирижеров, композиторов из семнадцати регионов страны и надеемся, что  количество наших участников будет расширяться. Основная цель нашего  Центра – это, прежде всего,  консолидация русского певческого хорового сообщества. Следует отметить, что ранее мы имели очень серьезную организацию – Всероссийское хоровое общество, которое объединяло всех поющих от мала до велика, в которую входили хоровые коллективы от детских до ветеранских и которое выполняло важнейшую воспитательную роль и прежде всего в детской среде. Новым проектом  мы ставим задачу в какой то мере восполнить тот пробел, который сейчас существует в хоровом сообществе.

Рассмотрим название нашей секции с позиции заявленной мною темы. Итак, первое слово – индивид. Индивид для хора - это один певец. Это творец, который создан по образу и подобию Божиему. Он занимается творчеством. Всякий человек творец в этом смысле и, тем более, что он обладает уникальным музыкальным инструментом, который ему даровал опять же Господь – это человеческий голос. И когда человек посредством овладения этим музыкальным инструментом, становится творцом и выразителем неких чувств, мыслей, эмоций, идей, то он уже становится действительно  музыкальным инструментом и находится  в процессе творчества.

Семья  стоит в названии на втором месте. Семьей  у этого человека становится хор. Когда Вы сегодня  придете на наш концерт, Вы увидите, что у меня в хоре который сегодня  открывает уже 27 сезон, стоят мама и сын, папа и дочь. Вот Вам уже в живом виде преемственность поколений – это семья. Их объединяет вот это начало, без которого они в принципе уже  не мыслят своего  существования.

Общество. Общество - это и есть как раз хоровое сообщество, которое объединяет таких поющих людей. Таких по нашей стране в общей сложности где-то около миллиона человек. Это не мало, но конечно и не много в процентном отношении, если мы возьмем Прибалтику поющую, и для России это конечно очень мало. Тем не менее, это значительное количество людей несущих добро, свет, тепло, радость жизни, в конце концов, которые стали тем процессом своим творчеством, которые эту жизнь нашу делают чуть лучше. Общество. Общество это есть как раз хоровое сообщество, которое таких людей поющих, по стране я как то считал в общей сложности где-то около миллиона человек. Около миллиона. Это не мало, но конечно не много в процентном отношении, если мы возьмем Прибалтику поющую и для России это очень мало. Тем не менее, это значительное количество людей несущих добро, свет, тепло, радость жизни, в конце концов, которые стали тем процессом своим творчеством, которые эту жизнь нашу делают чуть лучше.

Очень важная для нас тема – это отношение поколений. Оно присутствовало во Всероссийском  хоровом обществе, которое существовало и которое сейчас невозможно возродить в том виде. Но возможно мы все-таки  найдем  какую-то форму для объединения хормейстеров. Это будет зависеть от многих обстоятельств, как государство сможет на это среагировать, будут ли вообще какие-то отклики. но мы надеемся на поддержку.   В первую очередь мы должны обратит внимание на следующие категории: это  дети, это студенческая молодежь  и это ветераны. У нас в каждом регионе есть хотя бы один, но так или иначе сохранившийся функционирующий  хор ветеранов. Это очень интересная форма и люди, которым за 60, за 70 сейчас, они совершенно молодые на сцене. Они еще сохранили еще, хотя голос не то что в молодости, то состояние души, которое они транслируют нам и показывают пример молодым, чтобы находясь в этом состоянии  можно пройти весь земной путь, сохраняя ту самую опору, которая возрадует жизнь.

Итак, о традициях.   Если говорить о русском певческом искусстве, то конечно в 20 веке многие традиции  были утеряны по понятным объективным причинам.  Но если мы зададимся вопросом, что же является традицией в певческой музыкальной культуре России, то мы обязательно найдем в виде основы языческую песню. Самая известная из них - «Во поле березонька стояла». Это самая древняя языческая песня, которая дошла до наших дней и, поется еще по сей день. Я  не знаю, поют ли ее еще в саду, но недавно это пелось еще повсеместно.  Далее с развитием христианства  появился  Знаменный распев. Это то, что на западе называют Двенадцатый хорал, у нас это Знаменный распев. Это монодия, которая в течение семи веков была господствующей во всей церковно-певческой практике во всех храмах. Это то, что пришло к нам с Византии, и то, что уже на этой почве нами было несколько изменено с условиями традиций, северных традиций, интонаций тех самых языческих песен и получился тот самый русский Знаменный распев, который я называю музыкальным национальным мышлением. Семь веков, только вдумайтесь, этот язык был главным музыкальным языком певческим. В храме ничего другого не было, никаких филармоний, и никаких музыкальных инструментов не было. У нас все это только стало появляться  в конце XVIII начале XIX века, когда у нас стал появляться оркестр, а до этого с X века и до конца XVII начала XVIII века это было исключительно певческое искусство. Так вот, эти традиции нужно вернуть и возродить. Как это сделать? Вот наш Фестиваль духовной музыки «Золотой Плёс», который мы будем проводить 24-й год, этому как раз и будет посвящен. Мы пытаемся это развить, исполняя произведения от Знаменного распева до сочинений современных композиторов, которые пишут в этом направлении.

Прежде чем рассмотреть тему будущего, хотелось бы остановиться вот на какой проблеме. Главной проблемой сегодня, я считаю то, что у нас не поет общеобразовательная школа. Абсолютно не поет. Нет урока музыки уже 40 лет с введением в школе системы Кобалевского. Так получилось, что он увел урок музыки  от процесса собственно творчества ребенка. Отсюда мы не имеем поколения поющих людей, не имеем слушательской аудитории, не имеем исполнительской аудитории. Мы теряем и  не можем обнаружить талантливых   певцов. Вы знаете, что и в профессиональной вокальной школе  большие проблемы. Также существует  проблема в смещении акцентов с национальных традиций на западную культуру. Об этом много говорится много и это общеизвестно, но, тем не менее,  это проблема серьезная - уход от  национальной традиции и ориентация на западную культуру. Также я считаю, если не катастрофой, то такой  ну суперпроблемой для меня  как профессионала, как для человека посвятившего хору всю жизнь это, сегодняшние представление о хоре. Уже три поколения имеют понятие о хоре только через хор Турецкого, который видят по телевизору. И на мой взгляд совсем безобразная история, которая началась две недели назад - это «Битва хоров». Больше у населения, у народа, у детей, у нашего поколения  нет понятия – что такое хор. Никто не знает о капелле Глинки и Чернушенко, никто не знает о Минине, никто его не видит по телевидению. Хор - это  хор Турецкого и Битва хоров это то, что Меладзе и иже с ним делают на сцене.  Вот это я считаю серьезной проблемой, если не катастрофой.

За чем же будущее? А будущее за возвращением пения в школу, если такое, в конце концов, будет возможно, и за консолидацией хорового певческого сообщества, с тем, чтобы Россия стала не пьющей, а поющей. Вот, собственно говоря, будущее я считаю за этим.

Ну и последнее, о том, что делается в Центре Русского Хорового Искусства, кроме того, что констатируются факты, проблемы  и так далее. Наш самый главный большой проект - это Александро-Невский хоровой Собор, который собирает детские хоры, молодежные, студенческие, кстати вот хор Нижегородского университета этим летом получил в Цинцинати две золотые медали на Всемирных хоровых играх, там было  52 страны и это было серьезное испытание. Мы  проводим Соборы в Городце, где Александр Невский почил  в бозе, с помощью и благословением епископа Городецкого и Ветлужского Августина. Естественно он проводится  в Переславле-Залесском, там, где родился Александр Невский. В следующем году наш проект идет дальше – это Псков, Великий Новгород, места боевой славы князя, а завершается он в Петербурге, и приурочен к 300-летию Александро-Невской лавры. Также  в следующем году мы хотим здесь у нас в Иваново и в Вичуге где замечательный Дворец искусств и прекрасный зал провести межрегиональный фестиваль хоров ветеранов. Так как необходимо в первую очередь оказать им помощь и поддержу, а также прилечь детские хоровые коллективы, так как они тоже требуют поддержки. Вот, собственно говоря, такие наши ближайшие планы. Ждем Вас на наших концертах. Спасибо за внимание.

Темы, поднятые Евгением Николаевичем Бобровым, Вы можете обсудить на форуме нашего сайта, а также задать интересующие Вас вопросы, касаемые развития хорового сообщества, непосредственно Е.Н.Боброву, отправив ему сообщение с нашго сайта.

 


Последние новости

Памяти хормейстера

Уважаемые родные, близкие, друзья и коллеги Сергея Зуева! От всего...
Подробнее...
30 лет вместе

"Солнце скоро шествует к западу с востока…" Так поется в...
Подробнее...
ПАСХАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ В ИВАНОВЕ

На протяжении многих лет в Иванове проводится Пасхальный фестиваль организатором...
Подробнее...
МОЛОДЫЕ ГОЛОСА-2016

Звонкими детскими голосами заполнились в субботу 26 марта 2016 года...
Подробнее...

Личный кабинет